Греческие мифы, переосмысленные в русской «глубинке»
Рифмованная проза
(но кое-что здесь всё - таки сойдёт, наверно, за стихи)
Вступление
(начато в 1994 г. )
Вступление в духе назидательном,
Читать его не обязательно…
I
Когда-то некий мощный ум
Оставил вывод нам научный:
«История учит лишь тому,
Что никого она не учит».
Что поколение за поколением
На историческом пути
По глупостям и преступлениям
Стремятся предков превзойти.
И опыт предков оттого
Не стоит вовсе ничего.
Не отрицаю. В самом деле,
На исторических путях
Мы, с нашим сказочным терпеньем,
При самых лучших устремленьях
Частенько были в дураках.
И не однажды сила зла
Нас к страшной гибели влекла.
И вновь плохи наши дела…
Ну, что ж, на то и сила зла.
Но сколько раз в борьбы кипенье
Мы не вставали на колени,
Вновь возрождалися из пепла,
И наша мощь всё больше крепла.
А коли так, а не иначе,
То опыт предков что-то значит.
Но знаем ли мы их дорогу,
Всех их поступков соль и суть?
Ведь «мы учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь».
Что б взвесить знаний наших меру
Прибегну к одному примеру.
2
Когда-то в школе мы учили –
Надеюсь, вы не позабыли –
Как жил «один старик седой,
Развалин страж полуживой».
Сметал он пыль с гранитных плит,
«Которых надпись говорит
О славе прошлой и о том,
Как удручён своим венцом
Такой-то царь в такой-то год
Сдавал России свой народ».
Но что за царь, какой был год
И почему сдавал народ?
Ну, ладно, царь, а сам народ?
Чем он дышал в такой-то год?
А по планете год за годом
Толпились тысячи народов!
Полюбопытствуешь про годы,
Про свой и прочие народы –
Один учёный муж приврёт,
Другой соврёт наоборот,
А третий уж такое гнёт,
Что и сам чёрт не разберёт.
Вот и суди про стары годы,
И про царей, и про народы!
3
Быть может, всё настолько сложно,
Что лишь элитный человек,
Корпя над книгами свой век
До истины добраться может?
Простой же тупо-безнадёжен?
И этот вывод тоже ложен.
4
Научную читаешь книгу,
И видишь в этой книге «фигу».
И стиль, и факты хороши,
И всё разложено по полкам:
Событья, даты, слухи, толки.
Но нет души!
Но нет души!
Тогда отложишь эту книгу,
В страницах коей видишь фигу.
Берёшь другую, ненаучную,
А потому совсем нескучную,
А в ней всё сказка и обман,
Мифологический туман.
Здесь фактов нет, но что такое?
Её листаешь, не спеша,
И чувствуешь: с твоей душою
Её сливается душа.
5
Давайте на просторах суши
Поищем родственные души.
Быть может мы, по крайней мере
Хотя бы на чужом примере,
Конечно, если даст нам Бог
Полезный выучим урок?
6
Короче, ваш взор к древним грекам
Сейчас я хочу обратить,
К героям в пышных доспехах.
Но можете вы спросить:
А почему к древним грекам,
Героям в пышных доспехах?
Чем же мы так породнились
Через пространства и годы,
В истории чем отличились
Столь разные вроде народы?
Да, именно к древним грекам
Хочу я ваш взор обратить,
К героям в пышных доспехах.
Но можете вы спросить:
В чём сходство меж нашими странами,
Русской землёй и Балканами?
Чем же так породнились
Столь разные наши поля?
В истории, чем отличилась
И та, и другая земля?
Вскормлённые ими народы,
Презрев страданья и беды,
В борьбе почти невозможной,
В борьбе почти безнадёжной
И в старые годы, и в новые годы
Стремились достичь победы!
7
Казалось бы, что нам до древних -
Крутые ныне времена.
Сейчас стучится в наши двери
Своя троянская война.
Но, чёрт возьми! Быть может всё же
Мы на примере давних дней
Сумеем стать чуть осторожней,
Честней, добрее и умней.
Представь себе: пройдут столетья
И те, кто сменят нас тогда
На этой яростной планете,
Не без вниманья иногда
Прислушаются к отголоскам
Лихих событий наших дней,
Поступков мерзких и геройских,
И тоже станут чуть умней.
Давайте всё же не отринем
Урок, что греки нам дают.
Тем более, что и поныне
Меж нас по-прежнему живут
Сила Геракла, отвага Тидея,
Слава Ахилла, благородство Тесея,
Всё побеждающий ум Одиссея;
Наивность Геракла, свирепость Тидея,
Упрямство Ахилла, ложь Одиссея
И незавидная участь Тесея,
Бог Лучезарный – гордец Аполлон,
И Колебатель земли – Посейдон,
И Громовержец – могучий Зевес,
И Благодатель – лукавый Гермес.