- - - - - - - - - - 

Издательство "Четыре" выпустило книгу "Хроники королевства Стеклянных Замков". Часть первая. Авторы Виталий Мордвинов, Дарья Полетаева. Иллюстратор Екатерина Черняева.

В марте 2024 года в издательстве "Четыре" вышла в свет вторая часть "Хроники Королевства Стеклянных Замков"

Желающие могут приобрести как бумажный, так и электронный варианты. Для приобретения книги напишите на электронную почту.

- - - - - - - - - - 

Мост 1906 года

Летом 1990 года я работал на Саратовском участке Волгоградского СУ треста «Союзвзрывпром». Наш маленький коллектив состоял из четырёх человек: взрывник – это я, шофёр, прораб и старший прораб – начальник группы саратовских участков. Основная моя работа происходила на небольших, находящихся недалеко от города карьерах. Но не только. Однажды к нам обратился прораб одного из участков мостоотряда с просьбой помочь убрать один из старых мостов в окрестностях Саратова, на месте которого предстояло построить новый. «Мост небольшой, – пояснил он, – нам бы разделать его на такие части, чтобы кран мог вытащить их на берег. А долбить его отбойными молотками – сами понимаете…». Взорвать мост? Очень просто! – заверили гостя мои прорабы – заложим взрывчатку в температурные швы, под концы балок, в случае необходимости пробурим и зарядим дополнительные шпуры. Всё будет как в кино!»

Мост был перекинут через ручей, берега которого густо поросли камышом. Длинна его была около тридцати метров, ширина проезжей части не более пяти, по бокам – пешеходные дорожки. Он имел три пары опор, между ними – изящно изогнутые диафрагмы. «А где же температурные швы? – задумчиво рассуждал сам с собою мой прораб, прохаживаясь по мосту – как же его строили?». Не было температурных швов. Не было следов стыков опалубки. Не было и следов, какие оставляет время. Мост словно был вырублен из единого монолита и отшлифовали почти до блеска. Мы спустились к ручью, чтобы осмотреть объект нашей будущей работы снизу. На центральной опоре в аккуратном овале красовались цифры «1906». «Да, действительно, с того времени стоит – подтвердили подошедшие к нам мостовики – постоял бы ещё, но узок он для современной техники».

Потом строители стали обсуждать свои проблемы, а мы внимательно осмотрели мост снизу. Через каждые два с половиной метра под настилом шли поперечные выступы – рёбра жёсткости, концы которых сливались в единое целое с диафрагмами. Ничего не оставалось, как только бурить шпуры через настил в рёбра жёсткости, чтобы хоть как-то углубить шпуровые заряды. Действовать «по-партизански», мощными накладными зарядами не позволяли обстоятельства, в опасной близости находились нитка газопровода и домики дачного посёлка. Решив разместить взрывчатку таким способом, мы рассчитывали, что при разрушении бетона по линиям шпуров обнажится арматура и мостовики разрежут её сваркой. Но сначала следовало определить толщину настила. Я подготовил свой рабочий инструмент – бурильный молоток-перфоратор, подключил его к компрессору, и довольно быстро пробурил сквозное отверстие. Мы замерили толщину настила моста и не поверили своим глазам: шесть сантиметров! Пространства, ограниченные рёбрами жёсткости и диафрагмами, размером 5×2,5 перекрывались всего лишь шестью сантиметрами железобетона. Мост, предназначенный для гужевого транспорта, выдерживал потоки современной техники!

Мне и ранее приходилось бурить шпуры в бетоне, в основном в старых фундаментах, которые не поддавались усилиям современной техники, и которые приходилось взрывать. Но бетон этого моста превзошёл все ожидания. Победитовые коронки тупились моментально. Изрядно помучившись, я всё-таки сделал эту работу, и в назначенный день мы приехали взрывать мост. Наш старший прораб тоже был с нами. Увидев хрупкую с виду конструкцию, он стал повторять как молитву: только бы не было сильного разлёта осколков! Тем временем подъехала милиция, чтобы оцепить место взрывных работ. Мы зарядили шпуры амонитными патронами, общим весом двадцать четыре килограмма. Когда всё было готово, все отошли на безопасное расстояние. Я подсоединил провода к взрывной машинке. Покрутил ручку, зажглась красная лампочка, нажал кнопку, прогремел взрыв.

«Нормально, - сказал старший прораб – разлёта нет». Да, действительно разлёта осколков не произошло.  По причине почти полного отсутствия осколков. Сматывая магистраль, я ещё издали увидел, как по рядам взорванных шпуров бетон лишь слегка потрескался, арматура обнажилась лишь частично. Я спустился под мост. Здесь картина была более утешительной. Рёбра жёсткости, в которых помещались заряды, разрушились полностью, и арматура над ними обнажилась. Всё-таки мы облегчили мостовикам их задачу, хотя предстояло ещё немало потрудиться отбойными молотками. Когда я поднялся наверх, сотрудники милиции тоже подошли к мосту полюбоваться результатом наших усилий. Один из них ехидно улыбнулся и сказал, как бы рассуждая сам с собой: «В кино показывают не так…». Я промолчал. Нечего было ответить. Рабочие мостоотряда смотрели на меня без улыбок.

Возвращались мы на машине начальника участка мостоотряда. По дороге он кое-что поведал нам из истории этого моста.

1906 год. Неудачная война с Японией. Разгул революционной стихии. Засуха. Поволжью грозил очередной голод. В этих сложных исторических обстоятельствах царское правительство приняло наилучшее решение: обеспечить людей работой, то есть дать возможность прокормиться собственным трудом. В числе прочих была разработана программа строительства мостов. Только в окрестностях Саратова было построено сорок мостов и таких как этот и больших размеров. На работу крестьяне нанимались со своими лошадьми и подводами. Привезет крестьянин строительные материалы или грунт – получает от учётчика палочку с особым вырезанным на ней знаком. Потом палочки считали и выплачивали деньги. Поговорив немного о том, какое значение приобрело старинное выражение «работать за палочки» в годы построения социализма, мы снова заговорили о взорванном нами мосте.

«Сейчас так не строят – сказал начальник мостовиков – сейчас мосты собирают из балок. Въехала машина на одну балку – напрягается эта балка, переехала на следующую – напрягается она. Тот старый мост, чем хорош? Въедет машина на один его конец – сразу напрягается вся конструкция, каждый элемент помогает другом. За счёт этого огромная экономия материалов. Почему не строят как сейчас? Расчет таких конструкций очень сложен. А кому охота брать на себя ответственность? Строят ли так сейчас за рубежом? Не знаю. В технической литературе таких описаний не встречалось.

Через пару недель со старым мостом было покончено. Искусство строителей моста отступило перед упорством их потомков. На месте старого моста   построили новый, вполне современный, собранный из массивных балок. Обломки старого так и остались валяться в прибрежных камышах, и вид их едва ли способствовал формированию у тех, кто проезжали по новому мосту положительных представлений о славном прошлом нашего Отечества и населяющих его народах.   

К О Н Е Ц